Как изменились технологии автомобилестроения за 10 лет
Как изменились автомобили за 10 лет? Какие технологические новинки появились у наших железных коней? Что это нам дало? И сколько стоит? Давайте посмотрим на 10 технологий за 10 лет и окунёмся в каждую из них.
Системы автоматического управления автомобилями
Первое такое коммерчески успешное решение открыли для покупателей автомобилей Tesla в 2015 году. И по прошествии 9 лет можно уверенно сказать: ассистент помощи водителю нашёл своих покупателей. Но это ещё не автономный автопилот, а только ассистент. Полностью беспилотные машины (от Google, Uber, KAMAZ и Яндекс) пока в состоянии расширенного тестирования. И внедрению их в транспортную систему мешают не только технологические проблемы, но и ограничения властей на передвижение таких машин на дорогах общего пользования. Хотя в некоторых регионах и районах уже можно заказать полностью беспилотное такси.
Что делает: помогает водителю управлять автомобилем. Самостоятельно прокладывает маршрут, учитывает разметку, знаки и поведение других участников дорожного движения.
Сколько стоит: от 99$ в месяц в США по подписке или 12 000$ перманентно. Конечно же, работать подписка будет только при условии установки оборудования на автомобиле.
Подписка на опции автомобиля
Сама по себе подписка существует давно: из газет и журналов она перекочевала в IT и стала там привычной. Теперь эта модель добралась и до автомобилестроителей. И, если телематические сервисы (контроль состояния машины через смартфон) по этой модели воспринимают естественно, то вот подписка на обогрев сидений и руля выглядит очень непривычно. И тем не менее даже это производители пробуют продавать автолюбителям. Кстати, довольно давно автопроизводители экспериментируют с подпиской на автомобиль целиком. Пока реакция покупателей на такие новации сдержанная.
Что делает: позволяет гибко управлять опциями автомобиля в зависимости от предпочтений.
Сколько стоит: в зависимости от опции, но в любом случае оплата будет за период (месяц или год)
Электромобили
Сами по себе электромобили появились давно. Экспериментировал с ними даже АвтоВАЗ, тестируя свой автомобиль «Эллада» ещё в 2010-е годы. Тогда же, когда Tesla выпустили свой первый Roadster. И хотя первый их автомобиль вышел «комом», второй (Model S), уже «выстрелил». Tesla после этого ещё долго боролась за операционную эффективность, и в конце концов эту задачу решила, став первым коммерчески успешным производителем электромобилей.
Что делает: позволяет автомобилю отказаться от традиционных заправок и перейти на электроэнергию.
Сколько стоит: это всё ещё дорого, самый дешёвый автомобиль в России Evolute i-Pro обойдётся около 3 миллионов рублей.
Двигатели на водородных топливных элементах
Это перспективное направление, которое также давно открыто, как и технология, но до сих пор коммерчески успешного её применения не случилось. Суть её состоит в том, что электричество автомобиль вырабатывает сам с помощью водородных топливных элементов. Соединяя водород и кислород методом обратного электролиза получают воду. Часть выделяющейся при этом энергии преобразуют в электричество, которое и используют для движения и других нужд автомобиля. Toyota представила Mirai на водородных топливных элементах в 2014 году. Модель продают до сих пор, но её распространение сдерживает очень медленно развивающаяся инфраструктура.
Что делает: позволяет автомобилю использовать водород и кислород для движения.
Сколько стоит: Минимальная цена на Toyota Mirai — от 52 000$ в США. К автомобилю производитель даст субсидию на топливо в размере 15 000$.
Каршеринг
Ещё одна инновационная бизнес-модель, давно привычная в IT и телекомах. В отличие от подписки предлагает возможность взять любой из доступных рядом автомобилей и платить только за то время, которое вы им управляете или просто удерживаете забронированным для себя. Несмотря на серьёзное ограничение географии разрешённого использования автомобилей, в России произошёл настоящий бум. Появились несколько провайдеров услуги, которые предоставили тысячи автомобилей для своих клиентов. Не все из них выдержали конкуренцию, но сегодня модель эффективно работает на рынке.
Что делает: позволяет пользоваться автомобилем с оплатой только за реально использованное время.
Сколько стоит: от 7 рублей за минуту в движении.
Новые материалы
Инженеры автомобилестроения в последние годы активно заменяют чугун и сталь на алюминий, металл — на углепластики. Причины просты: более лёгкий автомобиль потребляет меньше энергии для перемещения. Выше топливная эффективность — больше покупателей у автомобилей. Тот же алюминий проще в обработке. Есть и обратная сторона у постоянного облегчения конструкций автомобилей: большая хрупкость, меньшая долговечность элементов кузова, подвески и силовой установки.
Что делает: облегчает автомобиль, сокращает потребление топлива.
Сколько стоит: алюминий обычно стоит на 30% дороже традиционных материалов, углепластик — в 2–5 раз, магниевые сплавы — в 3–4 раза, полимерные композиты примерно вдвое. В общем, используют их точно не для экономии.
Новые автомобильные стёкла
Казалось бы, что можно нового сделать в обычных стёклах? А вот пожалуйста: электрохромные стекла для регулируемой прозрачности. Очень удобно, например, для люков. По вашему желанию он может открыть вам звёздное небо или спрятать от слишком яркого солнца. А как вам стекло как элемент акустической системы? Да-да, некоторые автопроизводители используют стёкла как способ создать эффект «звук вокруг». И, конечно же, стёкла испытают на себе влияние вездесущих электронных ассистентов. Камеры и датчики размещают именно под стёкла и последние должны им помогать делать свою работу правильно и безотказно.
Сколько стоит: специальные стёкла обычно включают в состав пакетов. Например, адаптированные под ассистентов вождения стёкла отдельно не оплачивают. А вот за стёкла с улучшенной шумоизоляцией придётся выложить, примерно, 1–2 тысячи долларов США. Цена, конечно же, зависит от производителя и модели.
Автомобильные развлекательные системы
В последнее десятилетие производители устраивают между собой гонку, кто поставит в автомобиль больше дисплеев. Современный инфотейнмент — это большие и яркие экраны, через которые можно управлять буквально всем: кондиционер, параметры ассистента вождения, раздача интернета, освещение в салоне. Некоторые автопроизводители переносят на экран даже кнопку аварийной сигнализации. Идея специализированных мобильных ОС существует очень давно, но только в последнее десятилетие распространение специализированных их версий Android Auto и Apple CarPlay стало повсеместным. И это здорово: теперь возможности автомобиля можно расширять простой установкой приложений.
Что делает: даёт гибкость и удобство взаимодействия с автомобилем
Сколько стоит: обычно поддержка Android Auto и Apple Carplay бесплатна, но, возможно, необходимо будет доплатить за стоимость опции или пакета с инфотейнментом, поддерживающим автомобильные интерфейсы.
LED оптика
LED-фары появились в 2007 году на Lexus LS600h L. Больше 10 лет назад, но именно за последние 10 лет такие фары серьёзно потеснили галогеновые или ксеноновые варианты. И это понятно: LED долговечнее, энергоэффективнее и, что даже более важно, технологичнее и гибче в реализации дизайнерской мысли. Усложнение внутренней электроники автомобилей позволило реализовать так называемые матричные фары. В отличие от обычных LED, в них каждый элемент управляется отдельно. Поэтому, например, матричный поворотник может не только мигать, но ещё и показывать бегущую дорожку направления изменения траектории автомобиля. Но светодиоды сегодня не только в фарах или задних фонарях. Их всё чаще используют и как источники подсветки салона.
Что делает: светит ярко, помогает сделать движение безопасным
Сколько стоит: обычно включают в стоимость автомобиля или в пакет.
Цифровая трансформация автопроизводителей
Автопроизводители очень консервативны по отношению к инновациям. И это понятно: поспешное применение свежего изобретения может обернуться дефектом на миллионах готовых машин и последующими многомиллиардными убытками на отзывных кампаниях. И это мы не считаем инвестиций во внедрение новинки. И тем не менее цифровизация уверенно охватывает автомобильные бренды. И это неудивительно: с помощью алгоритмов можно не только автоматизировать маркетинг, но и эффективно прогнозировать предпочтения автолюбителей, планировать поставки компонентов, минимизировать сроки их хранения на складах, даже следить за состоянием технологического оборудования и обслуживать его не по регламенту, а по фактическому износу. Чем больше данных, тем более интересные и технологичные автомобили создают инженеры, тем дешевле эксплуатация производственного оборудования. Мы, автолюбители, этих процессов внутри производителя не замечаем, но вот качество новых автомобилей и их удобство оценить можем.
Что делает: позволяет снижать издержки и создавать более востребованные продукты с использованием компьютерных систем и алгоритмов.
Сколько стоит: инвестиции производителей в цифровизацию точно неизвестны, но совокупные траты могут составлять миллиарды долларов США.
Как видите, большинство изменений связаны с цифровизацией как самих автопроизводителей, так и их продуктов. Больше компьютеров, больше алгоритмов, больше систем искусственного интеллекта позволяют создавать более удобные и дешёвые в эксплуатации автомобили и наконец приблизиться к решению экологических проблем, созданных прошлыми поколениями транспортных средств. Всё это приходит не бесплатно, новые версии стоят дороже предыдущих, но это форма, в который мы проявляем нашу ответственность перед будущими поколениями. И эффекты цифровой трансформации еще далеко-далеко не исчерпаны. Так что с интересом будем смотреть в будущее и следить за новинками.