Способы определения износа летних шин, индекс, особенности выбора и эксплуатации
Фактически средний срок эксплуатации любой шины — 5–7 лет, но многое зависит от того, как владелец обращается со своим автомобилем. Агрессивная езда, не устраняемые вовремя неполадки в подвеске/балансировке, неправильное давление и другие ошибки могут существенно сократить срок службы. Изношенная резина может стать серьёзной проблемой на дороге: повышенный риск неконтролируемых заносов, аквапланирования, даже аварий — та цена, которую приходится платить водителю и пассажирам за использование непригодных шин.
Индекс износа шин
Каждый производитель указывает на профиле конструкции так называемый индекс износа, который чаще всего выглядит как надпись «Treadwear 100» и означает максимум 48 000 км пробега на стандартном дорожном покрытии (полигон). В условиях реальной среды и не самых идеальных зачастую дорог это число фактически нужно делить на 1,5 — получаем 36 000 км.
По аналогии, в случае, если индекс износостойкости — 150, то это означает «заводские» 72 тыс. км, 200 — 96 тыс. км и так далее.
Чем опасны изношенные шины на дороге:
-
ухудшается сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышенной вероятности заносов, аварий, аквапланирования в случае дождливой погоды;
-
уменьшается проходимость в условиях бездорожья;
-
повышается риск прокола шины во время движения.
Также стоит помнить, что вопрос износа шин регулируют в ПДД, и можно получить штраф за их использование. Зная, какой максимальный износ допустим, этого легко избежать: 1,5–2 мм для летних моделей, и 4–5 мм для зимних, более точную цифру указывает производитель.
Как определить износ шин
Понять, что шины износились можно по таким показателям:
-
По индикатору износа. Чтобы его найти, надо осмотреть боковую часть шины и найти одну из маркировок: треугольник, логотип компании, снежинку или аббревиатуру TWI. Если протектор стёрся до этого индикатора, это означает, что шину нужно утилизировать.
-
Многие по старинке предпочитают использовать 10-копеечную монету. Вставляют её в протектор надписью «10 копеек» к себе, и если её видно — уровень износа слишком высок, нужно заменить шину. Этот способ удобен, но не совсем точен: измеряя износ в разных частях шины таким образом, будет сложно на глаз оценить его неравномерность, а это тоже крайне важный показатель.
Оптимально использовать для этих целей специальный измеритель, глубинную линейку или штангенциркуль. Это позволит с точностью до миллиметра измерить изношенность протектора в разных участках шины и понять, равномерен ли он.
Неравномерная изношенность шин: как определить, причины, чем опасно
Если в разных частях протектора измерения показывают разные результаты, важно определить, как именно изнашиваются ваши шины, чтобы понять, где и в чём состоит ошибка эксплуатации.
Если протектор больше стёрт по боковым частям, а в центре меньше, это означает, что давление в шинах недостаточное, и пятно контакта с дорогой неправильное. Это приводит не только к плохой устойчивости машины, но и к повышенному потреблению топлива.
Если протектор стёрт посередине, а боковые части в порядке — это означает, что ваши шины перекачаны. Иногда так делают намеренно с целью экономии топлива, однако шины в таком случае всё равно придётся менять досрочно.
Также существует вероятность повышенного износа внутренней или внешней стороны протектора — это сигнализирует о неправильном развале колёс. Наглядная таблица с вариантами износа и его причинами:
Как оценить изношенность шин визуально: дополнительные параметры
Обратите внимание на:
-
Трещины по бокам шин могут свидетельствовать о частой езде по бездорожью, ненадлежащем хранении, некачественной резине или длительном сроке эксплуатации, а также о неправильном давлении.
-
Выпуклости или «грыжи» по бокам шин появляются в результате удара боковой частью о твёрдые препятствия. Конструкции с такими повреждениями использовать не рекомендуют.
-
Вмятины на протекторе указывают на недостаточность амортизации и неотрегулированный сход-развал. Обнаружив такие повреждения, надо отогнать автомобиль в сервис и убедиться в исправности подвески.
Отдельные пятна износа на протекторе свидетельствуют об агрессивном вождении/торможении, заносах с блокировкой колёс, либо о длительной стоянке автомобиля в одном положении.
Как рассчитать износ шин в процентах
Чаще всего это нужно для продажи и покупки б/у шин, чтобы сориентировать покупателя в степени их износа. Многие продавцы называют эту цифру наугад, однако у такого способа нет ничего общего с реальной оценкой степени изношенности. Также важно понимать, что условный 50% износ для летней шины — это допустимое значение, тогда как 50% изношенности протектора зимней — знак того, что её использовать нельзя. Поэтому важно знать, как точно определить процент, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Многие делят фактическую высоту протектора на высоту такой же, но новой шины, и получают некий процент износа. Это было бы правильно, если бы не одно «но»: мы не можем стереть протектор до нуля физически, да и закон запрещает использование шин с протектором ниже разрешённых значений.
Посчитать реальный износ можно так: разделить разницу между высотой новой шины и фактической высотой на разницу высоты протектора новой шины и минимально возможной высоты протектора для этой шины, и затем умножить это число на 100.
Если узнать высоту такой же, но новой шины, не получается, используйте средние значения вашего типа шин:
Тип шины |
Средняя высота протектора в начале использования |
Зимние шины со скандинавским протектором |
10 мм |
Зимние с обычным или асимметричным протектором |
9 мм |
Скоростные зимние |
7 мм |
Летние с классическим протектором |
8 мм |
Летние скоростные |
7 мм |
Проверять летние шины на изношенность можно чуть реже, чем зимние, так как в летнее время глубина протектора не так важна для проходимости.
Особенности эксплуатации в жару и дождь
Летние шины в условиях жары и дождя требуют внимательного отношения, ведь их характеристики и износ напрямую зависят от окружающих условий. При высоких температурах воздуха резина нагревается быстрее. Это увеличивает износ протектора и повышает риск перегрева. Повышенная температура резины снижает сцепление с дорогой.
Нужно контролировать давление в шинах. В жару оно увеличивается, что ведёт к повышенному износу и уменьшению устойчивости на дороге.
Для эксплуатации в дождь тоже есть требования к летним шинам. Протектор должен быть в хорошем состоянии, чтобы эффективно отводить воду и минимизировать риск аквапланирования. Изношенные шины не справляются с этой задачей, увеличивают вероятность потери сцепления с дорогой. Для устойчивости на мокром покрытии рисунок протектора имеет большое значение: глубокие канавки и специальные ламели помогают отводить воду. Это делает управление более уверенным.
Регулярно проверяйте состояние протектора и боковин, чтобы избежать аварийных ситуаций в жарких или дождливых условиях. Оптимальная частота осмотра зависит от условий эксплуатации. Но в жару и при частых дождях контроль надо усиливать. Установка подходящих по индексу нагрузки и скорости шин также помогает избежать перегрева и деформации.
Шины для разных типов покрытий
На асфальтовых дорогах оптимальны летние шины с высокой плотностью резиновой смеси и минимальной глубиной протектора. Они обеспечивают лучшее сцепление и снижают сопротивление качению. На грунтовых покрытиях они быстрее изнашиваются из-за недостаточной устойчивости к агрессивным элементам, таким как камни и песок.
Для грунтовых дорог подходят шины с более глубоким протектором и прочной боковиной. Грубый рисунок с мощными блоками обеспечивает эффективное сцепление и амортизацию. Шины легко справляются с неровностями. На асфальте такие модели быстро изнашиваются и теряют комфорт из-за шума.
Это касается и шин для смешанных покрытий, которые специально разработаны для повышения устойчивости на асфальте и лёгком бездорожье. У этих моделей универсальный рисунок протектора. Он даёт баланс между износостойкостью на асфальте и сцеплением на грунте. Шины для смешанных покрытий долговечнее на асфальте, чем модели для полного бездорожья. И при этом у них надёжное сцепление на каменистых и грязных дорогах. При таких условиях шанс на схождение авто с трассы минимальный.
Рекомендации по выбору летних шин для разных марок
При выборе летних шин для автомобилей разных марок нужно учитывать особенности каждой модели. В этом случае получится обеспечить оптимальное сочетание комфорта, безопасности и долговечности.
-
Hyundai. Для легковых моделей Solaris или Elantra подходят шины с хорошим сцеплением и тормозными качествами. Модели с низким сопротивлением качению позволят экономить топливо и улучшат манёвренность.
-
Peugeot. Автомобилям этого бренда, которые часто используют в городских условиях, нужны шины с высоким сцеплением. Изделия с мягкой резиновой смесью помогут улучшить контакт с дорогой и комфорт при вождении, особенно в дождливую погоду.
-
Porsche. Для высокопроизводительных моделей Cayenne и 911 подходят спортивные шины, способные выдерживать нагрузки на высоких скоростях. Здесь нужны модели с усиленной боковиной и отличной устойчивостью на поворотах. Спортивные шины с индексом скорости выше среднего — отличный выбор. Они сохранят управляемость и сцепление на сухой и мокрой дорогах.
-
Chevrolet. Универсальным моделям Cruze или Tahoe нужны шины с хорошим балансом между прочностью и комфортом. Для небольших кроссоверов подойдут модели со средней глубиной протектора, которые обеспечат устойчивость на мокром и сухом асфальте. Для внедорожных моделей Chevrolet выбирайте шины с усиленным каркасом.
-
Chery. Популярные Tiggo и Arrizo используют на разных типах дорог. Для них подойдут шины с хорошей износостойкостью, которые могут справляться и с городскими, и с загородными условиями. Модели с глубоким протектором и устойчивостью к аквапланированию улучшат сцепление в дождливых условиях.
-
Subaru. Полноприводным машинам бренда, например, Forester, Outback нужны автомобильные шины, которые хорошо себя ведут и на асфальте, и на лёгком бездорожье. Для этих моделей подходят шины с прочным протектором и усиленной боковиной. Они сохраняют устойчивость на грунтовых дорогах. Это делает их подходящими для активного отдыха и путешествий.
Правильный выбор летних шин для каждой марки улучшает управляемость. При этом вы продлеваете их срок службы, сокращаете износ и получаете комфортное вождение.
Экологические и экономические аспекты замены шин
Замена и переработка шин оказывают существенное влияние на экологию и экономят деньги владельцев автомобилей. Изношенные шины сейчас перерабатывают и используют для производства различных товаров: покрытий для дорог, строительных материалов. Это уменьшает объём отходов и снижает выбросы CO₂.
С экономической точки зрения, качественные шины с повышенной износостойкостью, адаптированные к условиям эксплуатации, сокращают частоту замены. Это позволяет автовладельцам снизить расходы на обслуживание. Выбирая долговечные шины, вы замедляете их износ и откладываете момент утилизации. Это экономит средства и уменьшает негативное воздействие на природу.
Если вы оценили состояние своих шин по всем перечисленным факторам, учли приведённые в статье рекомендации и поняли, что шины износились, просто замените их на новые в ближайшее время в магазине «Колёса Даром». Безопасных вам поездок в любую погоду!