Как зарядить аккумулятор автомобиля
В привычных условиях эксплуатации аккумулятор автомобиля заряжается сам во время движения. Но достаточно уйти в магазин и забыть выключить фары или, например, неправильно подключить сигнализацию — и вполне себе можно остаться с разряженным аккумулятором. И что делать?
Да, есть специальное зарядное устройство (ЗУ). Но ведь ещё надо знать, как им пользоваться.
Как зарядить аккумулятор автомобиля самостоятельно и сделать это без ошибок?
Для зарядки батарею можно даже не снимать с машины. Главное — не курить и не использовать другие очаги огня во время процесса. В теории это может стать причиной взрыва.
Как правильно заряжать аккумулятор с помощью ЗУ?
Для начала следует подготовить батарею:
-
удалить с клемм пыль и смазку;
-
осторожно открутить крышки и в каждой банке при помощи ареометра измерить уровень электролитической жидкости, обращая пристальное внимание на её цвет и прозрачность;
Если жидкость тёмная или в ней присутствуют хлопья — значит в батарее часто происходит короткое замыкание пластин. Такая АКБ зарядке не подлежит. К зарядке можно переходить только тогда, когда жидкость абсолютно прозрачна.
- перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, нужно подсоединить его клеммы к разъёмам ЗУ, обращая внимание на полярность.
Помните: включать в сеть ЗУ можно только при уже подключенных к батарее клеммах!
- затем нужно выставить нужную величину тока, следите, чтобы ток был равен 1/10 от ёмкости аккумулятора;
К примеру, для ёмкости в 65 А-ч, ток на ЗУ нужно установить в 6.5А. Но если аккумулятор сел полностью, этот показатель следует уменьшить в 4 раза — до диапазона 1.5А…2А.
Очень важно в процессе зарядки постоянно контролировать направление движения стрелки на амперметре ЗУ — она должна двигаться к нулевому значению. В противном случае следует уменьшить подаваемый ток. Если стрелка стоит на месте около 2-х часов — значит аккумулятор зарядился на 100%.
Как долго следует заряжать аккумулятор зарядным устройством?
Для ответа на этот вопрос нужно выяснить, какой метод зарядки используется:
- Постоянным током. Именно этот способ зарядки током, равным 10% от ёмкости АКБ, мы описали выше. Весь процесс занимает около 10…12 часов. Время зависит от типа зарядного устройства и глубины разряда. Уменьшение зарядного тока ведёт к увеличению времени. Для этого метода важно постоянно корректировать силу тока, чтобы его финальная стадия из-за интенсивного нагревания электролита не привела к так называемому «кипению» и, как следствие — к короткому замыканию.
- Постоянным напряжением. Этим способом батарея заряжается намного дольше (13…24 часа), и к тому же, он не способен обеспечить полный заряд АКБ (а только на 85-90%). Зато такие ЗУ автоматически отключаются по окончании зарядки (что не требует постоянного человеческого присутствия) и считаются наиболее безопасными для окружающих и щадящими для аккумуляторных устройств. В идеале напряжение аккумулятора должно составлять 14,4В.
- Комбинированным методом. Каждый из двух описанных выше способов зарядки имеет свои недостатки и преимущества. Поэтому современные зарядные устройства используют комбинированный метод, при котором аккумуляторная батарея сначала заряжается постоянным током, а затем переключается на зарядку постоянным напряжением. Это позволяет зарядить устройство полностью и исключить процесс кипения.
Электролит имеет свойство постепенно испаряться, особенно летом, когда температура воздуха существенно повышается. Проверяйте периодически его уровень и плотность, чтобы пластины на открытом воздухе не разрушались. И теперь, когда вы знаете, как правильно заряжать аккумулятор, не пользуйтесь им при выключенном двигателе — это ведёт к быстрой разрядке.