Check АКПП: что значит и когда стоит паниковать
Можно проводить своевременное обслуживание коробки передач, менять масло даже чаще, чем советует производитель, избегать езды по ухабам, но АКПП со временем всё равно выходит из строя. Это связано с естественным износом компонентов системы. Выявить неисправность помогает check «ошибка АКПП». Расшифровка кодов позволит узнать, где в цепи случился сбой. Но всё ли так просто?
Симптомы неисправности
Понять, что с АКПП что-то не так, можно:
-
по изменению поведения автомобиля — снижению динамики движения, задержке при переключении передач;
-
появлению посторонних шумов, скрежета, вибрации;
-
подтёкам масла, изменению его уровня.
Но всех этих симптомов может и не быть. А просто на приборной панели загорится check.
Некоторые водители советуют произвести сброс ошибки и спокойно ездить дальше. Это и делают недобросовестные продавцы на вторичном рынке. Но игнорирование предупреждения от системы может привести к тому, что АКПП просто перестанет переключаться. И тут уже без разборки не обойтись.
Просто горящий check АКПП сообщает о наличии неисправности. А вот понять, какой узел дал сбой, сможет только диагностика. Её могут провести в сервисном центре. Диагносты снимают данные системы, коды ошибок и после анализа информации определяют, в каком именно месте неполадка. При этом дополнительно оценивают состояние всех узлов, проверяют, как коробка реагирует на различные режимы работы (на холодную, после разогрева автомобиля, при переключении передач), производят замену масла и фильтра, прочее.
Распространённые неисправности
Бортовой компьютер при запуске и работе производит самодиагностику всех систем. Любые отклонения от нормы засчитываются как ошибки и в этом случае загорается check. В сервисных книжках к каждой модели автомобиля прописан формат и тип кода. Например, группа 0765-0769 появляется при обрыве или замыкании проводки, а также поломке клапана соленоида. Узнать данную информацию можно только при наличии диагностических сканеров, поэтому оставим эту работу для диагностов сервисных центров. А мы рассмотрим часто встречающиеся неисправности, при которых загорается check:
-
Кулиса рычага. Отвечает за связь между рычагом переключения передач и самой коробкой. Возникает ошибка из-за попадания грязи, при недостаточном количестве смазки, ослаблении крепления троса. Может проявляться тугим переключением, появлением люфта.
-
Утечка масла. Снижение уровня масла провоцирует появление рывков, пробуксовки. Система начинает работать «на сухую» и в итоге выходят из строя сальники, изнашивается втулка маслонасоса. Не тяните до последнего, производите замену вовремя. Тем более что мы подробно рассказали про данную процедуру ранее.
-
Блок управления. Регулирует взаимосвязь коробки с остальной системой. При повреждении блока АКПП переходит в аварийный режим либо даёт периодические сбои. Такие неисправности возникают при коротком замыкании, скачке напряжения, перегреве коробки, повреждении шлейфов. Но чаще всего такая ошибка возникает после некорректной перепрошивки.
-
Поломка гидроблока. За счёт работы данного узла мы получаем плавное переключение передач. Но если АКПП перегружена или в ней долго не меняют масло, то возникает перегрев. В итоге снижается динамика авто, появляются удары и рывки при переключении. Ещё одна причина — движение на непрогретой АКПП (чаще в зимнее время).
-
Выход из строя гидротрансформатора. Появление стука, шуршание, снижение динамики и даже увеличение расхода топлива может указывать на неисправность данного узла. Это возникает из-за загрязнения и нагрева масла, что в итоге приводит к перегреву АКПП.
-
Тормозная муфта. Неполадки возникают в основном из-за износа, большого пробега. Муфта пропитывается маслом, смолами, что в итоге приводит к рывкам, толчкам при переключении передач.
Если игнорировать загоревшийся check, может случиться авария. Ведь перейти в аварийный режим, а значит, заблокироваться, коробка передач может в любой момент. И хорошо, если это произойдёт сразу после включения двигателя, а не на скорости.
Заключение
Современные коробки передач отличаются высокой надёжностью и стабильностью при работе в тяжёлых и жёстких условиях. Их работа рассчитана до 300 000 км пробега. Но без своевременного обслуживания компоненты приходят в негодность. Не забывайте выполнять полное обследование и выявлять неисправности, чтобы исключить переход АКПП в аварийный режим.