Преимущества и недостатки гибридных автомобилей, выгода их покупки в России
Гибридные автомобили ещё недавно казались фантастикой, но в 2024 году это уже привычное явление. Реально ли с ними экономить? Кому подходит гибридный автомобиль? Какие вообще есть преимущества у таких моделей? Разбираемся в статье.
Гибриды в ЕС и в России
По данным на конец 2023 года, доля гибридов из проданных авто в ЕС составила 20%, то есть из 10 человек 2 купили такие модели. Это даже больше, чем количество дизелей, которые тоже пользуются популярностью в Европе. Если брать общую статистику, то в ней подзаряжаемые гибриды и электрокары расположились на 5 и 4 строке. Сама статистика популярности выглядит так:
-
Бензиновые ДВС.
-
Гибридные авто.
-
Дизельные ДВС.
-
Подзаряжаемые гибриды.
Для понимания: гибриды бывают разных конструкций, одни заряжают от розетки, другие — только от генератора. Немного подробнее поговорим об этом дальше.
В России картина иная. Потенциально россияне не против гибридов, наоборот, готовы их покупать. Но представлены автомобили только единичными топовыми моделями с очень высокой ценой. Если в Европе покупка гибрида вполне ощутимо экономит средства из бюджета, то в РФ, учитывая высокую стоимость нового автомобиля, это, скорее, дорогая игрушка с модными и современными апгрейдами. Относительно доступным по цене можно назвать разве что китайский Geely Atlas Pro, его стоимость — от 2 млн рублей.
Любопытно, что ниша эта в нашей стране востребована, что доказало исследование экспертов «Авито Авто». Они провели опрос, по результатам которого оказалось, что 42% россиян хотели бы автомобиль с бензиновым двигателем, а 22% респондентов назвали своим предпочтением гибрид, что ставит его на второе место. 13% выбрали дизель, а 10% — электромобиль.
Принцип работы гибрида
Автомобиль разных брендов — Nissan, Audi, Honda и других, оборудуют бензиновым или дизельным ДВС и электромотором, то есть, грубо говоря, так может называться любая машина, которая использует для движения разные источники энергии.
Чаще всего это сочетание ДВС и электромотора. Хотя уже есть в разработке конструкции с двигателем внутреннего сгорания и пневмомотором, который функционирует на сжатом воздухе, но они не очень популярны.
Принцип работы тандема ДВС и электромотора разный: один может только дополнять другой или они работают на равных. В зависимости от этого соотношения делят гибриды на 5 разновидностей:
-
Параллельный — ДВС и электромотор работают независимо друг от друга, их связывает дифференциал. То есть, если электрический мотор разрядился, автомобиль продолжает ехать только на двигателе внутреннего сгорания. Например, по такому принципу функционирует Toyota Prius.
-
Мягкий — при разгонах и постоянном скоростном движении работает ДВС, электромотор помогает поддерживать мощность при разгоне, включается для пуска двигателя и зарядки аккумулятора во время торможения. По такому принципу работает BMW 7 ActiveHybrid.
-
Полный — оба мотора работают полноценно, мощность распределяет планетарный редуктор. То есть в городе включается электрический мотор, а на трассе работает бензиновый. Такой принцип работы у BMW X6 ActiveHybrid.
-
Последовательный — все агрегаты подключают в прямую цепь — это ДВС, АКБ, электрический мотор и колёса. Основную работу выполняет электрический мотор, ДВС подключают только в качестве генератора для подзарядки батареи. Пример такой конструкции — Chevrolet Volt.
-
Подключаемый, или аккумуляторный, — есть похожие с параллельным черты, но АКБ здесь устанавливают с увеличенной ёмкостью, рассчитанный на большие пробеги. Основное отличие — заряжают подключаемый гибрид и от генератора, и от розетки. Такие машины, например, Mitsubishi Outlander PHEV.
При создании гибрида производители преследовали основную цель — снизить расход топлива на каждый км пробега и выброс в атмосферу углекислого газа без снижения мощности и ходовых характеристик авто. То есть электромотор подключается в тот момент, когда ДВС малоэффективен: во время старта, работы на низких оборотах, на пониженной передаче. А двигатель внутреннего сгорания нивелирует главный недостаток электромотора — невозможность развить высокую скорость, быструю разрядку АКБ на трассе, неспособность преодолеть длинное расстояние без подзарядки.
Почему именно гибрид
Гибридные автомобили объединили в себе лучшие стороны двух силовых установок с разным питанием — ДВС и электрического мотора. И очень удачно перекрыли недостатки обеих этих установок. Например, электромотор хорошо трогается и работает в переходном режиме. А вот бензиновый или дизельный двигатель в этом режиме работает хуже всего — тратит больше топлива, увеличивает количество вредных выбросов и скорость износа. Если же двигаться по прямой по трассе, ситуация меняется кардинально. Электродвигатель любого авто, будь то Nissan или другой, здесь быстрее разряжает АКБ, то есть потребляет больше энергии. А ДВС мощнее и в таком режиме наиболее экономичен и экологичен, такую езду считают самой щадящей для мотора.
То есть если для городского движения рекомендуют электромобили, а для длинных расстояний ДВС, то гибрид — это удобное объединение их обоих и подходит для эксплуатации в любых условиях.
Удобна гибридная компоновка и на бездорожье. Если установили 2–3 разных мотора, можно получить простую конструкцию привода на вторую ось, без использования карданов и двух угловых редукторов. Крутящий момент на колёса от электротяги идёт уже с минимальных оборотов и доходит до высоких значений. А если нет муфты подключения второй оси — нет перегрева.
Стартует гибрид тоже резко, за счёт электропривода, который развивает высокий крутящий момент с нуля. А ещё сюда стоит добавить минимальный шум даже при резком старте.
Как гибрид экономит энергию
Гибридные автомобили обеспечивают экономию несколькими параметрами:
-
Рекуперация энергии. В гибридных машинах при сбросе скорости энергия уходит на электромотор, который в этом режиме работает как генератор и подзаряжает АКБ.
-
Оптимизация работы двигателя. В гибриде он функционирует без резких скачков оборотов и нагрузок, в итоге средний расход топлива минимален.
-
Поддержка государства. Например, в Китае в 2023 году предусмотрели скидки и государственные льготы покупателям гибридных авто.
Но это, опять же, не про Россию. У нас налог на гибридные автомобили в 2023 году при постановке на учёт, наоборот, превышает ставку на обычные авто. Так как при расчёте транспортного налога учитывают не только лошадиные силы ДВС, но и максимальную 30-минутную мощность электромотора. В итоге транспортный налог в 2023 году для премиальных гибридов неоправданно высок, и покупатели не спешат за авто с ёмкими батареями.
Гибриды на вторичном рынке
Из-за близости к Японии Дальний Восток знает про этот тип моделей уже лет 20. Подержанных Prius и их аналогов на вторичном рынке там довольно много. Из слабых мест у гибридов на «вторичке» — батарея, она теряет ёмкость и выходит из строя прежде всего. Дольше держится управляющая электроника и охлаждающая электропитание система.
Если автомобиль использовали в щадящем режиме, его батарею не держали без заряда, следили за охлаждающей системой, не эксплуатировали как гоночный, то АКБ может быть в нормальном состоянии даже спустя 5–8 лет.
Сравнение гибридных и электромобилей в России
В российском климате и инфраструктуре гибридные и электромобили проявляют себя по-разному. Первые позволяют экономить топливо, особенно в городских условиях, где часты остановки. Это полезно в крупных городах с пробками. Гибриды также не требуют зарядки от внешних источников, что удобно при недостатке зарядных станций, которые в России пока развиты слабо, особенно в отдалённых регионах.
Электромобили, напротив, обеспечивают полную независимость от топлива и практически бесшумны. За счёт этого они экологичные и комфортные для городского использования. Электрокары лучше подходят для умеренного климата и коротких поездок. Их автономность напрямую зависит от внешних условий: в морозы батарея быстрее разряжается, запас хода снижается.
Недостатки для российских условий
Для гибридов главным недостатком остаётся сложность конструкции. Это увеличивает стоимость ремонта и обслуживания. В условиях суровых российских зим повышенное потребление топлива для прогрева салона снижает эффективность гибрида. Электромобили, в свою очередь, страдают от дефицита зарядных станций и уменьшения ёмкости батареи на морозе. Это особенно заметно за пределами городов, где расстояния в км значительные.
Возможности инфраструктуры для гибридов и электромобилей
В России инфраструктура для гибридов и электромобилей развивается, но пока заметно отстаёт от мировых стандартов. В Москве и Санкт-Петербурге сети зарядных станций одни из самых развитых в нашей стране. В отдалённых регионах их практически нет. Этот факт ограничивает возможности использования электромобилей и делает гибриды более привлекательными.
По сути, гибриды могут стать лучшим выбором для российских условий за счёт гибкости в ситуации непредсказуемого климата и ограниченной инфраструктуры. А электромобили подходят для водителей, которые живут в городах с доступом к зарядным станциям и используют транспортное средство в умеренном климате.
Обслуживание гибридных автомобилей
Сервис гибридов зачастую обходится дороже, чем обслуживание традиционных машин с ДВС. Это связано с тем, что гибридные авто объединяют две системы привода — электрическую и бензиновую. Понятно, что при таких условиях нужен более сложный уход и ремонт. Во многих российских автосервисах, даже в самых профессиональных, пока недостаточно опыта работы с гибридами. Поэтому для качественного обслуживания владельцам бывает проблематично найти хороших мастеров.
Гибридные авто требуют внимательного отношения к отдельным элементам обеих систем. Например, электрическая часть включает высоковольтные аккумуляторы и электродвигатели, а значит, мастеру нужно специфическое оборудование и навыки его использования. Не каждый автосервис готов предложить услуги для гибридов. А стоимость их обслуживания возрастает из-за необходимости применения специализированных инструментов и квалифицированного персонала.
Замена расходников — фильтры, масло — может быть несколько дешевле, поскольку бензиновый двигатель в гибриде включают реже, и он испытывает меньшие нагрузки при пробеге. Но вот специализированным элементам — батарее, системе рекуперативного торможения нужно профилактическое обслуживание, а при необходимости — и дорогостоящая замена.
Рекомендации по обслуживанию и диагностике
Чтобы продлить срок эксплуатации гибридного автомобиля на много лет и км, нужно соблюдать некоторые рекомендации:
-
Регулярная проверка батареи. Высоковольтный аккумулятор — центральный элемент гибрида. Рекомендуют ежегодную диагностику для оценки его ёмкости и состояния, особенно перед зимним периодом, когда производительность батареи может снижаться.
-
Использование системы охлаждения. Гибридные системы испытывают значительные нагрузки. Многие из них оснащают дополнительной системой охлаждения для батареи и электромотора. Её проверка и обслуживание помогает избежать перегрева, продлить срок службы основных компонентов.
-
Своевременная замена масла. Меньший пробег на бензиновом двигателе не отменяет необходимость замены масла в гибриде. Используйте специальные составы, которые учитывают характер работы комбинированного мотора.
-
Диагностика электросистем. Проверка рекуперативного торможения, высоковольтных соединений, компонентов зарядки на утечки и корректное функционирование.
Обслуживание гибридов — это и традиционный уход за бензиновым двигателем, и повышенное внимание к электрическим компонентам.
Перспективы гибридов на ближайшие 5 лет
Такие автомобили занимают устойчивую позицию на мировом авторынке. Их роль в ближайшие годы, как говорят эксперты, укрепится благодаря технологическим и экологическим трендам. Электротранспорт получает активную поддержку на глобальном уровне. Но у нас пока ещё гибриды плохо приживаются из-за ограниченной зарядной инфраструктуры.
Технологическое развитие и снижение стоимости
Современные гибридные модели продолжают совершенствоваться. Производители делают их более экономичными и экологичными, активно работают над созданием компактных и мощных батарей. Это положительно сказывается на весе и долговечности гибридов. Такие улучшения привлекут покупателей, которым важен баланс между экономичностью, экологичностью и автономностью на длинных дистанциях.
Растущие стандарты по снижению выбросов CO₂ подталкивают автопроизводителей к разработке гибридных систем с повышенной эффективностью и пониженным расходом топлива. Не сомневаемся, что появятся модели с увеличенным запасом хода на электрической тяге. Это сделает гибриды реальными конкурентами электромобилей.
Доступность и развитие инфраструктуры
В России и странах с недостаточной сетью зарядных станций гибридные автомобили — промежуточное решение для водителей, которые хотят снизить расход топлива, но пока не готовы полностью перейти на электрокар.
Экологические тренды и государственные инициативы
Рост спроса на автомобили с пониженными выбросами приведёт к расширению субсидий для гибридных моделей в странах с высокими экологическими стандартами. Европейские и азиатские рынки поддерживают технологии для достижения нулевого уровня выбросов в ближайшие десятилетия. В России, где гибриды менее популярны, спрос может вырасти при увеличении субсидий и снижении налогообложения на такие автомобили.
Прогнозы по сегменту
Гибридные автомобили на ближайшие годы остаются перспективным направлением, особенно в условиях роста стоимости топлива. Улучшение характеристик и доступность для водителей в регионах с разным уровнем инфраструктуры делают гибриды компромиссным вариантом для массового потребителя. Внедрение более сложных систем, господдержка и снижение стоимости технологий поспособствуют их развитию и укреплению позиций на мировом рынке.
Выгодны ли в России гибриды
Сейчас уровень продаж гибридных автомобилей в РФ отстаёт от европейского показателя. И причина только одна — водителям нет особой выгоды при покупке такого автомобиля, кроме экономии топлива, а строгих требований по экологичности транспортных средств, как в ЕС, у нас в стране нет. К тому же недостаточно развита инфраструктура для подзарядки автомобилей. При всех своих преимуществах гибридные авто в нашей стране выгодны, если подыскать модель в хорошем состоянии с пробегом.