Бесплатный шиномонтаж

Преимущества и недостатки гибридных автомобилей, выгода их покупки в России

Гибридные автомобили ещё недавно казались фантастикой, но в 2024 году это уже привычное явление. Реально ли с ними экономить? Кому подходит гибридный автомобиль? Какие вообще есть преимущества у таких моделей? Разбираемся в статье. 

Гибриды в ЕС и в России

По данным на конец 2023 года, доля гибридов из проданных авто в ЕС составила 20%, то есть из 10 человек 2 купили такие модели. Это даже больше, чем количество дизелей, которые тоже пользуются популярностью в Европе. Если брать общую статистику, то в ней подзаряжаемые гибриды и электрокары расположились на 5 и 4 строке. Сама статистика популярности выглядит так:

  • Бензиновые ДВС.

  • Гибридные авто.

  • Дизельные ДВС.

  • Подзаряжаемые гибриды.

  • Электрокары.

Для понимания: гибриды бывают разных конструкций, одни заряжают от розетки, другие — только от генератора. Немного подробнее поговорим об этом дальше.

В России картина иная. Потенциально россияне не против гибридов, наоборот, готовы их покупать. Но представлены автомобили только единичными топовыми моделями с очень высокой ценой. Если в Европе покупка гибрида вполне ощутимо экономит средства из бюджета, то в РФ, учитывая высокую стоимость нового автомобиля, это, скорее, дорогая игрушка с модными и современными апгрейдами. Относительно доступным по цене можно назвать разве что китайский Geely Atlas Pro, его стоимость — от 2 млн рублей.

Источник изображения

Любопытно, что ниша эта в нашей стране востребована, что доказало исследование экспертов «Авито Авто». Они провели опрос, по результатам которого оказалось, что 42% россиян хотели бы автомобиль с бензиновым двигателем, а 22% респондентов назвали своим предпочтением гибрид, что ставит его на второе место. 13% выбрали дизель, а 10% — электромобиль.

Принцип работы гибрида

Автомобиль разных брендов — Nissan, Audi, Honda и других, оборудуют бензиновым или дизельным ДВС и электромотором, то есть, грубо говоря, так может называться любая машина, которая использует для движения разные источники энергии.

Чаще всего это сочетание ДВС и электромотора. Хотя уже есть в разработке конструкции с двигателем внутреннего сгорания и пневмомотором, который функционирует на сжатом воздухе, но они не очень популярны.

Принцип работы тандема ДВС и электромотора разный: один может только дополнять другой или они работают на равных. В зависимости от этого соотношения делят гибриды на 5 разновидностей:

  1. Параллельный — ДВС и электромотор работают независимо друг от друга, их связывает дифференциал. То есть, если электрический мотор разрядился, автомобиль продолжает ехать только на двигателе внутреннего сгорания. Например, по такому принципу функционирует Toyota Prius.

  2. Мягкий — при разгонах и постоянном скоростном движении работает ДВС, электромотор помогает поддерживать мощность при разгоне, включается для пуска двигателя и зарядки аккумулятора во время торможения. По такому принципу работает BMW 7 ActiveHybrid.

  3. Полный — оба мотора работают полноценно, мощность распределяет планетарный редуктор. То есть в городе включается электрический мотор, а на трассе работает бензиновый. Такой принцип работы у BMW X6 ActiveHybrid. 

  4. Последовательный — все агрегаты подключают в прямую цепь — это ДВС, АКБ, электрический мотор и колёса. Основную работу выполняет электрический мотор, ДВС подключают только в качестве генератора для подзарядки батареи. Пример такой конструкции — Chevrolet Volt. 

  5. Подключаемый, или аккумуляторный, — есть похожие с параллельным черты, но АКБ здесь устанавливают с увеличенной ёмкостью, рассчитанный на большие пробеги. Основное отличие — заряжают подключаемый гибрид и от генератора, и от розетки. Такие машины, например, Mitsubishi Outlander PHEV. 

При создании гибрида производители преследовали основную цель — снизить расход топлива на каждый км пробега и выброс в атмосферу углекислого газа без снижения мощности и ходовых характеристик авто. То есть электромотор подключается в тот момент, когда ДВС малоэффективен: во время старта, работы на низких оборотах, на пониженной передаче. А двигатель внутреннего сгорания нивелирует главный недостаток электромотора — невозможность развить высокую скорость, быструю разрядку АКБ на трассе, неспособность преодолеть длинное расстояние без подзарядки.

Почему именно гибрид

Гибридные автомобили объединили в себе лучшие стороны двух силовых установок с разным питанием — ДВС и электрического мотора. И очень удачно перекрыли недостатки обеих этих установок. Например, электромотор хорошо трогается и работает в переходном режиме. А вот бензиновый или дизельный двигатель в этом режиме работает хуже всего — тратит больше топлива, увеличивает количество вредных выбросов и скорость износа. Если же двигаться по прямой по трассе, ситуация меняется кардинально. Электродвигатель любого авто, будь то Nissan или другой, здесь быстрее разряжает АКБ, то есть потребляет больше энергии. А ДВС мощнее и в таком режиме наиболее экономичен и экологичен, такую езду считают самой щадящей для мотора.

То есть если для городского движения рекомендуют электромобили, а для длинных расстояний ДВС, то гибрид — это удобное объединение их обоих и подходит для эксплуатации в любых условиях.

Удобна гибридная компоновка и на бездорожье. Если установили 2–3 разных мотора, можно получить простую конструкцию привода на вторую ось, без использования карданов и двух угловых редукторов. Крутящий момент на колёса от электротяги идёт уже с минимальных оборотов и доходит до высоких значений. А если нет муфты подключения второй оси — нет перегрева.

Стартует гибрид тоже резко, за счёт электропривода, который развивает высокий крутящий момент с нуля. А ещё сюда стоит добавить минимальный шум даже при резком старте.

Как гибрид экономит энергию

Гибридные автомобили обеспечивают экономию несколькими параметрами:

  • Рекуперация энергии. В гибридных машинах при сбросе скорости энергия уходит на электромотор, который в этом режиме работает как генератор и подзаряжает АКБ.

  • Оптимизация работы двигателя. В гибриде он функционирует без резких скачков оборотов и нагрузок, в итоге средний расход топлива минимален.

  • Поддержка государства. Например, в Китае в 2023 году предусмотрели скидки и государственные льготы покупателям гибридных авто.

Но это, опять же, не про Россию. У нас налог на гибридные автомобили в 2023 году при постановке на учёт, наоборот, превышает ставку на обычные авто. Так как при расчёте транспортного налога учитывают не только лошадиные силы ДВС, но и максимальную 30-минутную мощность электромотора. В итоге транспортный налог в 2023 году для премиальных гибридов неоправданно высок, и покупатели не спешат за авто с ёмкими батареями.

Гибриды на вторичном рынке

Из-за близости к Японии Дальний Восток знает про этот тип моделей уже лет 20. Подержанных Prius и их аналогов на вторичном рынке там довольно много. Из слабых мест у гибридов на «вторичке» — батарея, она теряет ёмкость и выходит из строя прежде всего. Дольше держится управляющая электроника и охлаждающая электропитание система.

Если автомобиль использовали в щадящем режиме, его батарею не держали без заряда, следили за охлаждающей системой, не эксплуатировали как гоночный, то АКБ может быть в нормальном состоянии даже спустя 5–8 лет. 

Сравнение гибридных и электромобилей в России

В российском климате и инфраструктуре гибридные и электромобили проявляют себя по-разному. Первые позволяют экономить топливо, особенно в городских условиях, где часты остановки. Это полезно в крупных городах с пробками. Гибриды также не требуют зарядки от внешних источников, что удобно при недостатке зарядных станций, которые в России пока развиты слабо, особенно в отдалённых регионах.

Электромобили, напротив, обеспечивают полную независимость от топлива и практически бесшумны. За счёт этого они экологичные и комфортные для городского использования. Электрокары лучше подходят для умеренного климата и коротких поездок. Их автономность напрямую зависит от внешних условий: в морозы батарея быстрее разряжается, запас хода снижается.

Недостатки для российских условий

Для гибридов главным недостатком остаётся сложность конструкции. Это увеличивает стоимость ремонта и обслуживания. В условиях суровых российских зим повышенное потребление топлива для прогрева салона снижает эффективность гибрида. Электромобили, в свою очередь, страдают от дефицита зарядных станций и уменьшения ёмкости батареи на морозе. Это особенно заметно за пределами городов, где расстояния в км значительные.

Возможности инфраструктуры для гибридов и электромобилей

В России инфраструктура для гибридов и электромобилей развивается, но пока заметно отстаёт от мировых стандартов. В Москве и Санкт-Петербурге сети зарядных станций одни из самых развитых в нашей стране. В отдалённых регионах их практически нет. Этот факт ограничивает возможности использования электромобилей и делает гибриды более привлекательными.

По сути, гибриды могут стать лучшим выбором для российских условий за счёт гибкости в ситуации непредсказуемого климата и ограниченной инфраструктуры. А электромобили подходят для водителей, которые живут в городах с доступом к зарядным станциям и используют транспортное средство в умеренном климате.

Обслуживание гибридных автомобилей

Сервис гибридов зачастую обходится дороже, чем обслуживание традиционных машин с ДВС. Это связано с тем, что гибридные авто объединяют две системы привода — электрическую и бензиновую. Понятно, что при таких условиях нужен более сложный уход и ремонт. Во многих российских автосервисах, даже в самых профессиональных, пока недостаточно опыта работы с гибридами. Поэтому для качественного обслуживания владельцам бывает проблематично найти хороших мастеров.

Гибридные авто требуют внимательного отношения к отдельным элементам обеих систем. Например, электрическая часть включает высоковольтные аккумуляторы и электродвигатели, а значит, мастеру нужно специфическое оборудование и навыки его использования. Не каждый автосервис готов предложить услуги для гибридов. А стоимость их обслуживания возрастает из-за необходимости применения специализированных инструментов и квалифицированного персонала.

Замена расходников — фильтры, масло — может быть несколько дешевле, поскольку бензиновый двигатель в гибриде включают реже, и он испытывает меньшие нагрузки при пробеге. Но вот специализированным элементам — батарее, системе рекуперативного торможения нужно профилактическое обслуживание, а при необходимости — и дорогостоящая замена.

Рекомендации по обслуживанию и диагностике

Чтобы продлить срок эксплуатации гибридного автомобиля на много лет и км, нужно соблюдать некоторые рекомендации:

  • Регулярная проверка батареи. Высоковольтный аккумулятор — центральный элемент гибрида. Рекомендуют ежегодную диагностику для оценки его ёмкости и состояния, особенно перед зимним периодом, когда производительность батареи может снижаться.

  • Использование системы охлаждения. Гибридные системы испытывают значительные нагрузки. Многие из них оснащают дополнительной системой охлаждения для батареи и электромотора. Её проверка и обслуживание помогает избежать перегрева, продлить срок службы основных компонентов.

  • Своевременная замена масла. Меньший пробег на бензиновом двигателе не отменяет необходимость замены масла в гибриде. Используйте специальные составы, которые учитывают характер работы комбинированного мотора.

  • Диагностика электросистем. Проверка рекуперативного торможения, высоковольтных соединений, компонентов зарядки на утечки и корректное функционирование.

Обслуживание гибридов — это и традиционный уход за бензиновым двигателем, и повышенное внимание к электрическим компонентам.

Перспективы гибридов на ближайшие 5 лет

Такие автомобили занимают устойчивую позицию на мировом авторынке. Их роль в ближайшие годы, как говорят эксперты, укрепится благодаря технологическим и экологическим трендам. Электротранспорт получает активную поддержку на глобальном уровне. Но у нас пока ещё гибриды плохо приживаются из-за ограниченной зарядной инфраструктуры.

Технологическое развитие и снижение стоимости

Современные гибридные модели продолжают совершенствоваться. Производители делают их более экономичными и экологичными, активно работают над созданием компактных и мощных батарей. Это положительно сказывается на весе и долговечности гибридов. Такие улучшения привлекут покупателей, которым важен баланс между экономичностью, экологичностью и автономностью на длинных дистанциях.

Растущие стандарты по снижению выбросов CO₂ подталкивают автопроизводителей к разработке гибридных систем с повышенной эффективностью и пониженным расходом топлива. Не сомневаемся, что появятся модели с увеличенным запасом хода на электрической тяге. Это сделает гибриды реальными конкурентами электромобилей.

Доступность и развитие инфраструктуры

В России и странах с недостаточной сетью зарядных станций гибридные автомобили — промежуточное решение для водителей, которые хотят снизить расход топлива, но пока не готовы полностью перейти на электрокар.

Экологические тренды и государственные инициативы

Рост спроса на автомобили с пониженными выбросами приведёт к расширению субсидий для гибридных моделей в странах с высокими экологическими стандартами. Европейские и азиатские рынки поддерживают технологии для достижения нулевого уровня выбросов в ближайшие десятилетия. В России, где гибриды менее популярны, спрос может вырасти при увеличении субсидий и снижении налогообложения на такие автомобили.

Прогнозы по сегменту

Гибридные автомобили на ближайшие годы остаются перспективным направлением, особенно в условиях роста стоимости топлива. Улучшение характеристик и доступность для водителей в регионах с разным уровнем инфраструктуры делают гибриды компромиссным вариантом для массового потребителя. Внедрение более сложных систем, господдержка и снижение стоимости технологий поспособствуют их развитию и укреплению позиций на мировом рынке.

Выгодны ли в России гибриды

Сейчас уровень продаж гибридных автомобилей в РФ отстаёт от европейского показателя. И причина только одна — водителям нет особой выгоды при покупке такого автомобиля, кроме экономии топлива, а строгих требований по экологичности транспортных средств, как в ЕС, у нас в стране нет. К тому же недостаточно развита инфраструктура для подзарядки автомобилей. При всех своих преимуществах гибридные авто в нашей стране выгодны, если подыскать модель в хорошем состоянии с пробегом.